Применение STEM – набора «Робомышь» для формирования познавательного и коммуникативного развития детей групп компенсирующей направленности
Январь, 2024
Слайд1
Применение STEM – набора «Робомышь» для формирования познавательного и коммуникативного развития детей групп компенсирующей направленности
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Эффективная реализация образовательной деятельности для познавательного и коммуникативного развития у дошкольников невозможна без использования в дошкольном образовательном учреждении инновационных технологий, которые могут при организации образовательного процесса обеспечить создание метапредметной среды, связанной с интеграцией разных образовательных областей. В нашем дошкольном учреждении на логопедических занятиях мы активно используем Робомышь. Этот комплект был специально разработан для дошкольного образования, чтобы юные программисты в игровой форме развивали логику и ориентацию в пространстве, понимали и выстраивали алгоритмы, управляли техникой и создавали последовательные программы для действия робота-мыши. Неподдельный интерес детей к данному набору привлекают яркие цвета, кнопочки на мышке и красочные карточки с заданиями.
Как учитель-логопед прекрасно понимаю, что для того, чтобы развить речь, нужно работать над мышлением. STEM – набор «Робомышь», относящийся к образовательной области «Робототехника», в первую очередь предназначен для развития мышления. Для того, чтобы научить детей программированию, развивая речь, нами разработано дидактическое пособие «Робологомышь». Этот вид игры предполагает интеграцию коррекционных, образовательных и развивающих задач, может быть использован при закреплении любой темы коррекционной работы.
Слайд2
Название игрового пособия –
КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «РОБОЛОГОМЫШЬ»
Цель дидактического пособия:
Создавать заинтересованность в выполнении разнообразных речевых заданий через элементы программирования и алгоритмизации.
Задачи
Формировать, развивать и активизировать речевые навыки дошкольника (звукопроизношение, развитие и формирование лексико-грамматического строя речи, связная речь, фонематическое восприятие).
Основные принципы
- от простого к сложному
- Общедидактические
- Системность
- Комплексность
- Принцип развития
- Вариативные.
Пособие состоит из:
Игры могут проходить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой.
- основного «поля», которое представляет собой цельное полотно, квадратной формы из силиконового прозрачного материала, расчерченное на 16 квадратов (12,5см на 12,5 см).
На этом поле можно играть как с «Робо-мышью», так и с ее заместителем (другой игрушкой, героем – в зависимости от задачи игры, ее сюжета);
- набор карточек с изображением стрелок 4-х направлений в разном цвете (вперед, назад, вправо, влево – каждой по 6 штук), для обозначения всего алгоритма движения игрока к цели.
- набор карт алгоритмов движений (с разным уровнем сложности)
-наборы предметных картинок, карточек, которые подбираются в нужном количестве в зависимости от возможностей ребенка по темам (цвета, формы, картинки, которые соответствуют лексической теме занятия, карточки-символы звуков, звуковые, звуко-слоговые схемы, карточки и обьемные фигуры артикуляционной гимнастики, нейростимулы, карточки на автоматизацию звуков, картинки на заданный звук и т.п.);
- схема предложения и заданное количество картинок для построения предложения;
- серии сюжетных картинок для построения рассказа;
- «Робомышь» или герой игры (игрушка, плоскостное изображение, сюрпризный момент)
Набор Робологомышь можно использовать на занятиях и в работе по
- Постановке и автоматизации звуков.
Вариант игры:
«Помоги Саше пройти к Соне» (игрушки- герои, сделанные из лего-наборов)
Цель: закреплять правильное произношение звука С в словах, фразах (чистоговорках).
Задача ребенка - провести Сашу к Соне (по карте-схеме определить алгоритм движения с помощью стрелок). Саша по дороге встречает разные предметы. Ему надо помочь проговорить слова без ошибок (каждое 3-4 раза). Вспомнить с каждым словом чистоговорку (разученных с ребенком на предыдущих занятиях), проговорить ее в разной интонации.
- Развития речевого дыхания;
Вариант игры:
«Веселый оркестр»
Цель игры: развитие речевого дыхания.
Ход игры: Под коврик кладутся картинки с изображением предметов для развития речевого дыхания. Задача ребенка провести Робомышь по карте-схеме, дойти до картинки на поле, взять соответствующий картинке предмет и выполнить упражнение для развития речевого дыхания.
- Развития моторного, общего и артикуляционного праксиса;
Вариант игры:
«Логодил – веселая артикуляция»
Цель: развитие артикуляционного праксиса.
Ход игры: по периметру поля кладутся дощечки с изображением артикуляционных поз. Задача ребенка найти среди дощечек названную логопедом артикуляционную позу, запрограммировать Робомышь, дойти до цели. После продемонстрировать артикуляционное упражнение логопедической игрушке-перчатке Логодилу.
- Развитие зрительного и слухового гнозиса;
Вариант игры:
Игра «На что похож».
Цель: учить соотносить изображение предмета с изображением геометрической фигуры. Различать и называть геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. ромб) и образовывать прилагательное от существительного, обозначающего форму предмета. (Например, это мяч. Он похож на круг. Он круглый.)
Ход игры: На поле в ряд расположены геометрические фигуры, на крайней линии – предметы. Задача ребенка выбрать понравившийся ему предмет, при помощи Робомыши показать геометрическую фигуру на которую он похож и описать его.
- Формирование лексико-грамматическо строя речи,
Варианты игры:
«Один - много»
Цель: упражнять детей в умении правильно произносить существительные в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.
- Формирование и развитие связной речи;
Вариант игры:
«Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Ход игры: на поле расположены 4 картинки с изображением предметов.
Три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Программируют Робомышь, строя схему к лишнему предмету.
Например: яблоко, груши, апельсин - это фрукты, а лук - это овощи. Поэтому лук лишняий.
- Развитие фонематического слуха.
Вариант игры
«что звучит»
Цель: научить ребенка различать не речевые звуки.
Ход игры: На поле расположены картинки с изображением предметов,
Задача ребенка при помощи Робомыши выбрать картинку,
- Логопедическая нейрокоррекция на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях;
Вариант игры:
Игра «Волшебные обводилки»
Цель: развитие графомоторных навыков, активизация визуального и
тонко моторного взаимодействия.
Ход игры: Задача ребенка выбрать картинку на поле, запрограммировать Робомышь, дойти до цели. Выбранную картинку нарисовать на сенсорном столе одновременно двумя руками.
Универсальность работы с робомышью на «Логопедическое поле» состоит в том, что оно просто в изготовлении и применении, в игре можно увеличивать количество сменных изображений для расширения задач развития, использовать с детьми разного уровня речевых возможностей условия усложнения игровых задач и подбор соответствующих материалов.
Все варианты игр широко известны дошкольному педагогу, главное- переложить ее на «Логопедическое поле», продумать игровую ситуацию, сюжет игры, дополнить игрушками, использовать «робомышь».
На начальных этапах педагог сам строит алгоритм движения, позже ребенок-игрок определяет маршрут (алгоритм) движения самостоятельно.
Пособие «Логопедическое поле» можно применять на логопедических занятиях как индивидуальной, так и подгрупповой формы.
Данное пособие помогает сохранять благоприятный эмоциональный фон и заинтересованность детей на протяжении всей игры.
Таким образом, стем образование открывает новые возможности для ребенка, интегрирует разные области знаний, мотивирует и позволяет ребенку развиваться с удовольствием и большим интересом!