Применение STEM – набора «Робомышь»  для формирования познавательного и коммуникативного  развития детей групп компенсирующей направленности

ср, 24/01/2024 - 11:03

Январь, 2024

Слайд1

Применение STEM – набора «Робомышь»  для формирования познавательного и коммуникативного  развития детей групп компенсирующей направленности

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.

Эффективная реализация образовательной деятельности для познавательного и коммуникативного развития  у дошкольников невозможна без использования в дошкольном образовательном учреждении инновационных технологий, которые могут при организации образовательного процесса обеспечить создание метапредметной среды, связанной с интеграцией разных образовательных областей. В нашем дошкольном учреждении на логопедических занятиях мы активно используем Робомышь. Этот комплект был специально разработан для дошкольного образования, чтобы юные программисты в игровой форме развивали логику и ориентацию в пространстве, понимали и выстраивали алгоритмы, управляли техникой и создавали последовательные программы для действия робота-мыши. Неподдельный интерес детей к данному набору привлекают яркие цвета, кнопочки на мышке и красочные карточки с заданиями.

Как учитель-логопед прекрасно понимаю, что для того, чтобы развить речь, нужно работать над мышлением. STEM – набор «Робомышь», относящийся к образовательной области «Робототехника», в первую очередь предназначен для развития мышления. Для того, чтобы научить детей программированию, развивая речь, нами разработано дидактическое пособие «Робологомышь». Этот вид игры предполагает интеграцию коррекционных, образовательных и развивающих задач, может быть использован при закреплении любой темы коррекционной работы.  

Слайд2

Название игрового пособия

КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «РОБОЛОГОМЫШЬ»

Цель дидактического пособия:

Создавать заинтересованность в выполнении разнообразных речевых заданий через элементы программирования и алгоритмизации.

 

Задачи

Формировать, развивать и активизировать речевые навыки дошкольника (звукопроизношение, развитие и формирование лексико-грамматического строя речи, связная речь, фонематическое восприятие).

 Основные принципы

- от простого к сложному

  1. Общедидактические
  2. Системность
  3. Комплексность
  4. Принцип развития
  5. Вариативные.

Пособие состоит из:

Игры могут проходить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой.

- основного «поля», которое представляет собой цельное полотно, квадратной формы из силиконового прозрачного материала, расчерченное на 16 квадратов (12,5см на 12,5 см).

 На этом поле можно играть как с «Робо-мышью», так и с ее заместителем (другой игрушкой, героем – в зависимости от задачи игры, ее сюжета);

 - набор карточек с изображением стрелок 4-х направлений в разном цвете (вперед, назад, вправо, влево – каждой по 6 штук), для обозначения всего алгоритма движения игрока к цели.

 - набор карт алгоритмов движений (с разным уровнем сложности)

-наборы предметных картинок, карточек, которые подбираются в нужном количестве в зависимости от возможностей ребенка по темам (цвета, формы, картинки, которые соответствуют лексической теме занятия, карточки-символы звуков, звуковые, звуко-слоговые схемы, карточки и обьемные фигуры артикуляционной гимнастики, нейростимулы, карточки на автоматизацию звуков, картинки на заданный звук и т.п.);

- схема предложения и заданное количество картинок для построения предложения;

- серии сюжетных картинок для построения рассказа;

- «Робомышь» или герой игры (игрушка, плоскостное изображение, сюрпризный момент)

 

Набор Робологомышь можно использовать на занятиях и в работе по

- Постановке и автоматизации звуков.   

Вариант игры:

«Помоги Саше пройти к Соне» (игрушки- герои, сделанные из лего-наборов)

Цель: закреплять правильное произношение звука С  в словах, фразах (чистоговорках).

Задача ребенка - провести Сашу к Соне (по карте-схеме определить алгоритм движения с помощью стрелок).   Саша по дороге встречает разные предметы. Ему надо помочь проговорить слова без ошибок (каждое 3-4 раза). Вспомнить с каждым словом чистоговорку (разученных с ребенком на предыдущих занятиях), проговорить ее в разной интонации.

- Развития речевого дыхания;

Вариант игры:

«Веселый оркестр»

Цель игры: развитие речевого дыхания.

Ход игры: Под коврик кладутся картинки  с изображением предметов для развития речевого дыхания.  Задача ребенка провести Робомышь по карте-схеме, дойти до картинки на поле, взять соответствующий картинке предмет  и выполнить упражнение для развития речевого дыхания.

- Развития моторного, общего и артикуляционного праксиса;

Вариант игры:

«Логодил – веселая артикуляция»

Цель: развитие артикуляционного праксиса.

Ход игры: по периметру поля кладутся дощечки с изображением артикуляционных поз. Задача ребенка найти среди дощечек названную логопедом артикуляционную позу, запрограммировать Робомышь, дойти до цели. После продемонстрировать артикуляционное упражнение  логопедической игрушке-перчатке Логодилу.

- Развитие зрительного и слухового гнозиса;

Вариант игры:

Игра «На что похож».

Цель: учить соотносить изображение предмета с изображением геометрической фигуры. Различать и называть геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. ромб) и образовывать прилагательное от существительного, обозначающего форму предмета. (Например, это мяч. Он похож на круг. Он круглый.)

Ход игры: На поле в ряд расположены геометрические фигуры, на крайней линии – предметы. Задача ребенка выбрать понравившийся ему предмет, при помощи Робомыши показать геометрическую фигуру на которую он похож и описать его.

- Формирование лексико-грамматическо строя речи,

 Варианты игры:

«Один - много»

Цель: упражнять детей в умении правильно произносить существительные в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.

- Формирование и развитие связной речи;

Вариант игры:

 «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Ход игры: на поле расположены 4 картинки с изображением предметов.

Три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Программируют Робомышь, строя схему к лишнему предмету.

Например: яблоко, груши, апельсин - это фрукты, а лук - это овощи. Поэтому лук лишняий.

- Развитие фонематического слуха.

Вариант игры

«что звучит»

Цель: научить ребенка различать не речевые звуки.

 

Ход игры: На поле расположены картинки с изображением предметов,

Задача ребенка при помощи Робомыши выбрать картинку,

 

- Логопедическая  нейрокоррекция на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях;

Вариант игры:

Игра «Волшебные обводилки»

Цель: развитие графомоторных навыков, активизация визуального и

тонко моторного взаимодействия.

Ход игры: Задача ребенка выбрать картинку на поле, запрограммировать Робомышь, дойти до цели. Выбранную картинку нарисовать на сенсорном столе одновременно двумя руками.

 Универсальность работы с робомышью на «Логопедическое поле» состоит в том, что оно просто в изготовлении и применении, в игре можно увеличивать количество сменных изображений для расширения задач развития, использовать с детьми разного уровня речевых возможностей условия усложнения игровых задач и подбор соответствующих материалов.

Все варианты игр широко известны дошкольному педагогу, главное- переложить ее на «Логопедическое поле», продумать игровую ситуацию, сюжет игры, дополнить игрушками, использовать «робомышь».

На начальных этапах педагог сам строит алгоритм движения, позже ребенок-игрок определяет маршрут (алгоритм) движения самостоятельно.

Пособие «Логопедическое поле» можно применять на логопедических занятиях как индивидуальной, так и подгрупповой формы.

Данное пособие помогает сохранять благоприятный эмоциональный фон и заинтересованность детей на протяжении всей игры.

 

Таким образом, стем образование открывает новые возможности для ребенка, интегрирует разные области знаний, мотивирует и позволяет ребенку развиваться с удовольствием и большим интересом!