«Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР»
«Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР»
В настоящее время наиболее часто встречающийся речевой диагноз у дошкольников - общее недоразвитие речи, что говорит о недоразвитии всех систем речи, в том числе и фонематической системы, полноценное развитее которой служит основой для обучения чтению и письму.
Дисграфия - это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы с логопедом.
При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:
- какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;
- сколько всего звуков в слове;
- какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.
Отсутствие данных умений у ребёнка, поступающего в школу, является предпосылкой для возникновения у него, во время школьного обучения, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. Единственно правильный путь "борьбы" с данной формой речевой патологии – выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.
Работа по формированию фонематических процессов ведётся в следующей последовательности:
I этап. Формирование фонематического слуха.
- Развитие навыка узнавания неречевых звуков;
- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
- Различение слов близких по звуковому составу;
- Дифференциация фонем;
- Дифференциация слогов.
II этап. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Определение порядка звуков в слове;
- Выделение отдельных звуков из состава слова;
- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
- Построение моделей (схем) слов.
«Игры и упражнения для устранения предпосылок дисграфии»
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Взрослый произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит гласный звук. |
«Мячик поймал, звук назвал» Взрослый бросает мяч, называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в зависимости от задания) и вернуть мяч логопеду. |
«Сигнальщики» Взрослый произносит слова, ребёнок показывает зелёный сигнал, если слышит заданный твёрдый звук и зелёный, если мягкий. |
«Подари картинки» Ребёнку даётся задание раздать картинки, в названии которых есть любимые звуки персонажей. (Н. р. - Лошадке со звуком «Л», Рыси со звуком «Р»). |
«Отправь картинки в путешествие» Ребёнок располагает картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове. Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в последний. |
«Собери ромашку» Ребёнку необходимо собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук. |
«Собери яблоки в корзину» Ребёнку необходимо положить в корзину только те яблоки, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук. |
«Построй дом» Ребёнку предлагается построить из кубиков дом, но для постройки выбирать только те кубики, на которых картинки, в названии которых есть необходимый звук. |
«Наряди ёлочку» Ребёнку предлагается нарядить ёлочку, выбирая украшения с заданным звуком. |
«Рыбалка» Ребёнок ловит только тех «рыбок», на которых есть картинки, в названии которых есть нужный звук. |
«Рассели картинки» Ребёнок располагает картинки в зависимости от позиции заданного звука в слове. |
«Замок звуков» Ребёнок расселяет картинки в башни замка в зависимости от того какой гласный звук он слышит в названии картинки.
|