ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ср, 22/12/2021 - 14:32

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

Наличие в подвижных играх правил «бросать мяч только с определенного расстояния», «бежать только после сигнала», «бежать до условного места», «прыгать только на одной или двух ногах» воспитывает у детей волевые качества.

В играх с мячами, обручами, скакалками дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и т. д.

В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве («Бегите ко мне», «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши»).

При общем недоразвитии речи с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения, соответствующие тексту. Например, логопед говорит: «Серый зайка умывается»—и дети на слово умывается - производят необходимые движения рукой.

В таких играх, как «Сидит, сидит зайка», «Кот и мыши», «Курочка хохлаточка», «Мой веселый, звонкий мяч», «Увидали флажок», «Лохматый пес», от детей требуется соразмерение темпа движения с речью: «Идет медленно: топ - топ...»

Как учить подвижным играм

 

Дети с общим недоразвитием речи на первом году обучения осваивают основные движения, необходимые для проведения подвижных игр.

Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

Для детей дошкольного возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. Учитывая это, в играх можно прибегать к сравнениям типа: «Побежим тихо - тихо, как мыши, чтобы кот не проснулся».

В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например «Воробушки и автомобиль». Если дети — воробушки — с хорошо развитой речью могут бегать по площадке молча, то у детей с общим недоразвитием речи следует вызывать звукоподражания: «пи – пи - пи» - кричат воробушки, «би – би - би» — гудит автомобиль.

При выборе подвижной игры необходимо учитывать те­му, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра «Лохматый пес», а при знакомстве с медведем - «У медведя во бору». В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам.

Подвижные игры логопед и воспитатель проводят ежедневно со всей группой детей. Логопед организует подвижные игры в помещении, а воспитатель во время прогулки на участке детского дошкольного учреждения.

Необходимо подчеркнуть, что детям следует давать только такие задания, которые соответствуют уровню их развития.

Для решения коррекционных задач, в частности развития понимания речи детьми логопед наряду с дидактическими и подвижными играми игры, в которых они  имитируют различные движения,  предваряемые рассказом взрослого. К числу игр, проводимых в младшей группе детского сада, относятся игры с пением, в которых дети выполняют движения под пение воспитателя, логопеда или музыкального работника («Пальчики и ручки», «Пузырь», «Каравай», «Где наш Ваня?» и т.д.).

Игры с пением развивают у детей внимание к речи, так как они должны выполнять те или иные действия в соответствии с инструкцией взрослого. В начале обучения целесообразно одновременно с произнесением слов показывать соответствующие им движения.

В игре «Пальчики и ручки» логопед поёт следующую песенку:

Все захлопали в ладоши

Вместе веселее,

Ножкой, ножкой постучали

Дружно и бодрее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Ручки кверху поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,
Снова опустились,
Покружились, покружились и

Остановились.

 Даже если дети понимают не все слова песенки, они ориентируются на движения взрослого, копируют их. Особая роль в этой песенке отводится словам «тише, тише, тише» и «выше, выше, выше». Слова «тише, тише, тише» учат детей прислушиваться, т.е. способствуют формированию произвольной деятельности. Слова «выше, выше, выше» позволяют детям понять сравнительную степень, и, понимая грамматическое значение слова, они тянут руки вверх, иногда даже приподнимаясь на носочки.

Начиная с первого года обучения, проводятся также игры - драматизации «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т. д. В этих играх часть текста произносится детьми, а часть — взрослым. При этом сначала дети проговаривают часто повторяющиеся слова сказок, например: «тянут - потянут» (сказка «Репка»), песенку колобка, «тук – тук», «кто там?» (сказка «Теремок»).