Основы обучения детей связной речи
ноябрь, 2022
«Мне кажется,
мой ребёнок не говорит, потому что плохо слышит»
Снижение слуха действительно является одной из наиболее серьёзных причин задержки развития или отсутствия речи. На первом году жизни предречевые реакции (гуление, лепет) у ребёнка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша. У такого ребёнка также формируется комплекс оживления (улыбается, активно двигает ручками и ножками) в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, он может гулить и лепетать.
Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает. Ребёнок с большими потерями слуха может начать говорить только после специального обучения у сурдопедагога - специалиста по нарушениям слуха. У детей со средними или небольшими потерями слуха речь появляется в более поздние сроки по сравнению со сверстниками, но страдает качество речи.
Заметим, что ребёнок со сниженным слухом не лепечет во время игр и не сопровождает свою игру другими вокализациями (произнесением звуков, звукосочетаний).
Если у вас возникли подозрения, что у малыша снижен слух, понаблюдайте за тем, как он реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки может говорить об определённых нарушениях слуха.
Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:
- вы замечаете у малыша признаки нарушения слуха, описанные выше;
- из уха ребёнка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
- ребёнок хватается за уши, бьёт по ним, трёт их и плачет. Возможно, у малыша инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
- малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.
Как правильно построить общение с ребёнком со сниженным слухом?
1. Разговаривая с ребёнком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам.
2. Если вы хотите обратить внимание ребёнка на игрушку (или предмет), поднесите её к губам и рассказывайте о ней, удерживая её на уровне рта.
3. Разговаривайте с ребёнком, приближая губы на расстояние 10-15см от уха малыша, или говорите громче.
4. Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребёнку. Они не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Жесты помогут вашему ребёнку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не начнёт говорить.
5. Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу научиться понимать обращённую к нему речь, может стать ваша мимика. Утрированные, то есть преувеличенные, выражения радости, испуга, восторга, страха позволяют ребёнку лучше понять, что вы хотите ему сказать.
6. Учите малыша выражать свои желания и потребности, используя все доступные ему средства общении - жесты, мимику, интонацию, слова.
Учитель-логопед: Медведева Е. В.