Учим ребенка слушать музыку
О Сентябрь, 2023
Разучиваем песни с детьми в домашних условиях.
Пение является одним из основных средств музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они активно выражают свои переживания, чувства и глубже воспринимают музыку.
Пение – не только развлечение, но и тренировка, которая помогает сформировать правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. К тому же, по мнению многих врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. И это еще не все плюсы: вокальные «тренировки» способствуют формированию правильной осанки.
Но голос ребенка существенно отличается от голоса взрослого человека. Детские голосовые связки короткие и тонкие (гортань и голосовые связки в 2–3 раза меньше, чем у взрослых), легкие гораздо меньше по своей емкости. Поэтому и голос малыша звучит очень легко, несильно и звонко.
Если же ребенок пытается петь слишком громко, то это может привести к тому, что его голос потеряет необходимую легкость, приобретет неприятный горловой характер и перейдет на крик.
Часто дети пытаются петь взрослые песни. Многих родителей это умиляет. Но, скорее всего, только первое время. Ведь ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому ее исполнение превращается в попытку неумелого подражания, кривляние.
Такое пение не только портит художественный вкус малыша, но и наносит вред голосовому аппарату. Почему? Песни для взрослых технически более сложны. А ребенок пытается преодолеть трудности путем резкого нажима на различные отделы голосового аппарата. Малыш старается петь громко, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поэтому голос портится, преждевременно изнашивается. Иногда даже могут возникнуть различные заболевания голосового аппарата.
Если вы собираетесь самостоятельно обучать ребенка пению, то придерживайтесь следующих советов:
1. Звуковой диапазон песен в репертуаре вашего малыша должен соответствовать объему его голоса.
2. Не позволяйте ребенку громко петь. И запретите ему в повседневной жизни громко кричать или визжать.
3. Не разрешайте малышу петь на улице при температуре воздуха ниже 18 °С и влажности выше 40–60 %.
Как разучить песню с ребенком?
Сначала пусть песенка прозвучит в вашем исполнении или в записи. А затем ребенок перескажет все, что услышали и запомнили своими словами, прибегая к вашей помощи. Когда поете вместе с ребенком, не отворачивайтесь от него, ведите за собой голосом, не старайтесь петь громко. Ведь сила голоса – не в громкости, а в красоте звучания. Так же, глядя на вас, малыш учится правильной артикуляции; повторяя за вами слова, он точнее проговаривает звуки в словах, что обязательно сказывается на чистоте дикции вашего малыша.
Ни в коем случае не старайтесь заучить все слова сразу, не спешите сами и не подгоняйте ребенка, не превращайте интересный процесс в нудное занятие. Разучивайте песню по одному куплету, объясняя смысл слов.
Сделайте небольшой перерыв, снова вернитесь к песенке.
Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.
Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!
Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет
Разучивая новую песенку, вы ненавязчиво прививаете малышам любовь к музыке и умение слушать, думать и анализировать, учить слова – трудиться; фантазировать, а значит – творить.