«Создание условий для социального развития детей»

чт, 04/06/2020 - 09:13

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида «Сказка»

Структурное подразделение №147

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

«Создание условий  для социального развития  детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Старший воспитатель

Борзилова Е. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: формирование у педагогов представлений о методах и приемах  социального развития детей.

Нам всегда надо помнить, что высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития.

Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социальными нормами поведения, учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно, участвовать в образовательном процессе.

Социальная ситуация развития детей в д\саду у нас будет рассматриваться и оцениваться по следующим показателям:

1.организация жизни детей в группе

2.стиль взаимоотношения воспитателя с детьми

3.воспитание у детей соц. качеств и навыков сотрудничества

4.вовлечение родителей в образовательный процесс

5.стиль взаимоотношений с родителями

Организация жизни детей в группе.

Для нормального развития ребенка, спокойного и организованного поведения огромное значение имеет окружающая среда, четко налаженная жизнь детей и режим.

Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов». Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности прогулок, времени для самостоятельных     занятий, дефицит двигательной активности.

В д\саду ребенок приобретает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия  со взрослыми и сверстниками, Возможности обогащения этого опыта зависят от того, какая предметно –развивающая среда создана.

Все объекты предметно - развивающей среды можно разделить на 9 классов:

Вопрос к воспитателям: Какие объекты вы можете выделить?

Подвести итог:

1.Объекты для наблюдения

2.Средства изо деятельности

3.Средства конструирования и моделирования объектов окружающего мира

4.Народные игрушки

5.Спортивные модули и игрушки

6.Сюжетно- ролевые игры

7.Крупные средообразующие модули

8.Дидактические игры

9.Аудио - и видео средства.

Эстетически привлекательное оформление группы способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Приходя в группу, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома.

Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые в д\саду, они чувствуют себя комфортно, если  знают, что можно делать, а что нельзя, что можно ждать от других.

Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе если:

- они распространяются на всех детей группы без исключения

- детям понятен их смысл и необходимость

- они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.

Дети различаются по уровню своей готовности соблюдать правила. Одним из самых эффективных способов заинтересовать детей в соблюдении правил является: привлечение самих детей к определению этих правил, их изменению и принятию по мере необходимости.

Соблюдение правил помогает детям регулировать отношения со сверстниками. Возможность общаться с другими детьми – это одно из наибольших преимуществ воспитания ребенка в д\саду. Однако, кроме возможностей, для хороших отношений со сверстниками ребенку необходимо иметь и  навыки сотрудничества.

Вопрос  к воспитателям: Что вы понимаете под навыками сотрудничества?

Делаю обобщение:

  1. это умение согласовывать свои действия  с другими участниками для достижения цели.

Большая роль в создании психологического комфорта принадлежит воспитателю. Здесь особое значение имеет стиль взаимоотношений с детьми.

Рекомендации для воспитателей.

1.Принимайте  каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих детей нет. Есть плохие родители и плохие педагоги.

2.В профессиональной деятельности опирайтесь на добровольную помощь детей, включайте их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

3.Будьте затейниками и участниками детских игр и забав.

4.В затруднительных для ребенка ситуациях ориетируйтесь на  его возрастные и индивидуальные особенности, будьте всегда вместе с ним, а не делайте вместо него.

5.Привлекайте родителей к образовательному процессу и обращайтесь к ним за поддержкой в случаях нестандартной ситуации.

Создание ситуации выбора.

Педагоги по данному описанию должны определить характер стиля взаимоотношений воспитателей и детей.

Стиль взаимоотношений воспитателей и детей

Отношения ребенка с воспитателем играют важную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития.

Так, если воспитатель постоянно злоупотребляет негативными оценками, запретами, наказаниями, это провоцирует у детей агрессивное поведение и активное неприятие каких- либо требований. Данный стиль можно отнести к жестко авторитарному.

Такое же поведение детей провоцирует неорганизованный вос-ль, равнодушный к их проблемам, далекий от их нужд.

Это попустительский стиль.

Иногда воспитатель  предпочитает добиваться  покоя и порядка активным личным участием: убирает игрушки, собирает посуду со столов, одевает детей, даже, если они не просили. Такой стиль называется гиперопекой, т.к. дети не участвуют в поддержании порядка, у них не развиваются навыки самообслуживания.

Демократический стиль – воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает инд. подход к детям. Именно в такой  ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Рекомендации для воспитателей.

Помните, что:

1.Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным.

2.В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения соц. норм и правил с учетом его состояния и интересов.

3. Навязывание своих правил и требований против воли детей - это насилие, даже, если ваши намерения благонравны.

4.Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у детей.

5.Тихий застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

6.Благополучная соц. ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от физ. и психического насилия – это демагогия и опасная практика

Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.

Соц. развитие – это процесс приспособления ребенка к миру людей, передача ему соц. опыта, который включает в себя:

  1. культурные навыки
  2. специфические знания
  3. знакомство с обычаями, традициями и правилами

- соц. качества, которые позволяют человеку комфортно чувствовать себя среди др. людей.

Показателем соц. развития является социальная компетентность – это сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащих культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм от других.

Один из наиболее значимых навыков, необходимых ребенку для нормального развития – навык сотрудничества.

Сотрудничество – это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели.

Задачи этого направления:

1.воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.

2.помощь в осуществлении прав каждым  ребенком в кругу сверстников.

Детское сообщество для ребенка это - прежде всего лаборатория соц. творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношения со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.

В среде сверстников зарождается первая дружба, начальное расположение друг к другу, удовлетворятся потребности в общении и разделении своих эмоциональных переживаний.

Однако нередки случаи, когда дети друг у друга обучаются нежелательным формам поведения, провоцируют нарушение норм, с гордостью  демонстрируют свое непослушание.

У дошкольников слабо развито чувство самоконтроля, поэтому на взрослых лежит ответственность за урегулирование конфликтов между детьми.

Важно помнить, что конфликты в этом возрасте – норма, к ним нужно относиться,  как к удобной возможности продемонстрировать детям культурные нормы человеческих отношений.

Гасить конфликты силой своего авторитета – недопустимо!

Кроме того, следует помнить, что двухлетние дети в силу своих возрастных особенностей не могут самостоятельно строить свои отношения со сверстниками, а у трехлетних детей  отношения со сверстниками складываются удачно только при участии взрослого.

Рекомендации для воспитателей.

В профессиональной деятельности опирайтесь на возрастные нормы поведения детей.

3 года.

  1. нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам;
  2. всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых;
  3. более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые;
  4. взаимодействие с сверстниками складывается удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны;
  5. нуждается в оценке своих действий взрослыми;
  6. может достаточно понятно выражать свои мысли и заявлять о своих потребностях. Но роль жестов в общении еще значительна;
  7. часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует против подобных предложений;

4 года.

  1. в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитаются всем другим занятиям;
  2. нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов
  3. инициативен, любознателен, с удовольствием и безбоязненно участвуют в поиске выхода из затруднительных положений;
  4. тяжело и неадекватно переносит отверженность сверстниками;
  5. может проявлять заботу о младшем или животном;
  6. может проявлять сострадание и заботу о близких.

5 лет

  1. соблюдает распорядок дня и с удовольствием его поддерживает,
  2. разоблачает любое отступление от принятого распорядка в поведении взрослых. Но с удовольствием выслушивает объяснения и допускает внесение изменений, если его привлекают  к обсуждению;
  3. с удовольствием ябедничают;
  4. интересуются оценкой своего труда со стороны сверстников и взрослых;
  5. удерживает принятую на себя роль до окончания игры;
  6. проявляет сострадание и заботу о близких.

6 лет.

  1. испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры;
  2. предпочитает постоянных партнеров для совместных игр, предпочтения могут перейти в дружбу;
  3. активно интересуется отношением к себе окружающих, может солгать;
  4. с большим удовольствием ябедничает;
  5. непоседлив, но может подчинить свою активность не очень отдаленным целям;
  6. может занять младшего интересным для него занятиям.

Объединение воспитателей в группы для самостоятельной работы.

Примерные вопросы для самостоятельной работы.

1.Перечислите наиболее вероятные особенности организации жизни ребенка в группе детского сада, которые влекут за собой такое поведение:

а) Ребенок регулярно плачет, когда мама оставляет его в группе сада   (ребенку 2 года)

б) Ребенок возвращается из сада иногда слишком вялый, но чаще возбужденный и расторможенный.

 (ребенку 4 года).

в) Мама стала замечать, что на прогулке во дворе ее ребенок пассивен и не популярен среди сверстников. Хотя дома он с удовольствием общается с взрослыми и помогает по хозяйству.

 (ребенку 6 лет)

2.Перечислите основные стили взаимоотношений воспитателя с детьми и дайте им характеристику.

3. Какие формы поведения могут вызвать у ребенка агрессивное поведение?  Как называется такой стиль?

4. Охарактеризуйте личностно – ориентированное общение между воспитателем и детьми по следующему плану:

  1. цели и задачи
  2. способы общения
  3. позиция взрослого – взгляд на ребенка

Дайте определение социальному развитию и социальной  компетенции.

5. Что такое сотрудничество? Как этот навык проявляется в разном дошкольном возрасте?

6.Назовите приоритетные задачи социального развития для разных возрастов воспитанников.

7. В каком направлении социального развития ребенок имеет особенности в развитии, если он:

-не умеет пользоваться вилкой - ребенку 3 года.

-не умеет составить рассказ по картинке - ребенку 4 года.

-играет только в одиночные игры. Друзей нет - ребенку 6 лет.

8. Опишите культурную форму поведения ребенка в ситуации:

- ребенок попросил игрушку у соседа, тот отказал;

(ребенку 3 года)

- во время обеда оказалось, что за столом не хватает одного стула. Около свободного последнего стула столкнулись двое – девочка и мальчик.

(Возраст 4 года)

-ребенок захотел в туалет на прогулке.

(возраст 6 лет).

9. Какие факторы влияют на отношение ребенка к детскому саду?

10. Что такое предметно – развивающая среда и как она отражается на развитии игровой деятельности ребенка и его социальном развитии?

11. Какой показатель социального развития ребенка страдает больше других:

-если в группе бедная предметно – развивающая среда и стесненное пространство для игр;

-в распорядке дня время для организованных занятий превышает норму.

 

 

Подведение итогов практической работы педагогов при проведении консультации.